середа, 15 червня 2011 р.

Счетная растрата

Счетная палата выявила нарушений на сумму более 2 млрд рублей при госзакупках. Такие данные приводятся в отчете палаты «О результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».



В рамках проведенной проверки за период с ноября 2010-го по март 2011 года выявлено нарушений на сумму 2,025 млрд рублей, в том числе завышение цены контракта — 251,723 млн рублей; не получено товаров по оплаченным контрактам — 1,478 млн рублей; неэффективные расходы — 991,64 млн рублей; другие нарушения — 780,202 млн рублей.

Всего в секторе государственных и муниципальных закупок ежегодно расходуется 5 трлн рублей и заключается более 10 млн контрактов, рассказывал в октябре 2010 года руководитель контрольно-ревизионного управления администрации президента Константин Чуйченко. По его словам, «экономический эффект от очищения порочных госзакупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей».

Проблемный оборонзаказ

«Основная часть проблем сфере госзаказа приходится на гособоронзаказ, где есть проблемы как с конкурентной средой, так и с отсутствием внятных правил», — отмечает начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.


Работе Рособоронпоставки уделено особое внимание Счетной палаты в докладе.


Функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной и специальной техники, возложены на Рособоронпоставку указом президента от 14 мая 2010 г. «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» в проверяемом периоде (2010—2011 гг.) не осуществлялись, отмечается в отчете. При этом из федерального бюджета в 2008—2009 годах Рособоронпоставке выделялось 190 801,9 тыс. рублей, из которых использовано 13 136,5 тыс. рублей.

При этом в 2010 году средняя заработная плата сотрудников Рособоронпоставки составляла 134 964 рубля, что превышает среднюю заработную плату в федеральных государственных органах в 2,2 раза, отмечается в докладе.

Отдельного внимания аудиторов Счетной палаты удостоилась и закупка медицинской техники. Аудиторы отмечают, что цены на компьютерные томографы, сопоставимые по своим техническим характеристикам, составляли в 2008—2009 годах от 23 млн до 55 млн рублей, а цены государственных контрактов на поставку данного оборудования в основном составляли от 60 млн до 95 млн рублей.

Обратили внимание и на закупку научных приборов научными учреждениями. По оценке СП, в связи с закупками научными учреждениями в 2010 году научных приборов и оборудования у российских поставщиков неэффективные расходы средств федерального бюджета могут составить около 300—400 млн рублей. А планирование Минфином России в 2010 году бюджетных ассигнований на закупки научных приборов и оборудования иностранного происхождения в нарушение требований бюджетного законодательства может привести к искажению бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год на сумму более 2,9 млрд рублей.

Passat в избыточной комплектации

Счетная палата также обратила внимание на закупки автомобилей госведомствами. Проведенные проверки закупок автотранспортных средств в 2009—2010 годах показали, что федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют типы и стоимость приобретаемых автомобилей, предназначенных для выполнения одной и той же задачи.

В результате средняя стоимость одного автомобиля у одного государственного заказчика по сравнению с ценой у другого государственного заказчика отличалась иногда больше чем в два раза, отмечается в отчете. Например, в 2010 году ФСКН России закупала автомобили по средней цене 475,5 тыс. рублей за одну машину, а Генпрокуратура Российской Федерации — по 806,1 тыс. рублей. При закупке на совместных торгах цена могла быть ниже на 20—25%, отмечают эксперты СП.

Аудиторы также отметили тенденцию к «необоснованному увеличению стоимости автомобилей» за счет дополнительных опций вроде многозонного климат-контроля, кожаной оплетки руля, кожаной отделки салона, хромированной отделка кузова и т. п. Например, Минюстом в 2009 году было закуплено 11 автомобилей Volkswagen Passat и 16 автомобилей Volkswagen Jetta в избыточной комплектации, а Volkswagen Multivan стоимостью 2334,3 тыс. рублей в комплектации Highline был заказан с декоративными вставками в салоне из корня ореха и кожаными вставками в отделке сидений, раскладывающихся в спальное место, отмечено в отчете.

По оценке Счетной палаты расходы на закупки автомобилей представительского класса в излишней, экономически необоснованной, типовой или эксклюзивной комплектации в Минюсте России составили 24,6 млн рублей, а во ФСИН России — 48,6 млн рублей.

Неквалифицированная конкуренция

Заодно аудиторы раскритиковали закон ФЗ-94 о госзакупках, ставший предметом публичного противостояния между Минэкономразвития и ФАС. Так, по данным Счетной палаты, с 2006 года, когда начал действовать закон о госзакупках, показатель конкуренции снизился с 3,68 заявки на лот до 2,78. Отсутствие системы льгот и преференций производителям и поставщикам продукции, работ и услуг для государственных нужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка, объясняется в докладе.

«У ФАС другие данные о конкуренции, с 2005 года конкурентная среда существенно улучшилась, — оппонирует Михаил Евраев. — До ФЗ-94 заказчик произвольно допускал и не допускал участников, не было размещения информации в интернете», — объясняет он. По данным ФАС, в среднем в электронном аукционе участвует в два раза больше поставщиков, чем в открытом аукционе.

Эксперт по госзакупкам Иван Бегтин дает техническое объяснение спорным данным Счетной палаты. Во-первых, конкуренция бывает квалифицированная и неквалифицированная, отмечает Бегтин: «Квалифицированная — когда поставщики, подающие заявку на заказ, попадают под критерии и могут выиграть. Неквалифицированная — когда среди них находится часть тех, кто не может выполнить заказ, но участвуют в конкурсе, и формально получается «конкурентная среда». Кроме того, впервые полноценный анализ ситуации стал возможен с 2006 года, а механизма автоматического мониторинга конкуренции нет до сих пор, отмечает эксперт.


Сам закон содержит больше количество пробелов, допускающих субъективное толкование норм закона в правоприменительной практике, признают авторы отчета Счетной палаты. А общее количество дополнений и изменений, внесенных в первоначальную редакцию (их 22), свидетельствует о «недостаточном качестве его проработки».


Дополнительные проблемы вносит и частота вносимых изменений. В результате ошибки при оформлении закупочной документации и проведении процедур размещения заказов наблюдались при размещении от 60 до 90 процентов госзаказов, подсчитали в Счетной палате.

Требование отсутствия ряда обременений, препятствующих заключению или исполнению контракта (нахождение в процессе ликвидации, наличие факта банкротства, просроченной задолженности или ареста имущества более чем 25% активов), не предусматривает обязательности документального подтверждения, и это открывает доступ на рынок госзакупок поставщиков-банкротов, фирм-однодневок и посредников — через последних заключается до 80% закупок техники и технологий, сетуют аудиторы Счетной палаты.

«Дело не в том, покупается продукция у посредника или у производителя, а в том, по какой цене и какого качества будет куплен товар», — не согласен с аудиторами Евраев. При этом начальную цену определяет заказчик, отмечает представитель ФАС и напоминает, что недавно принятые поправки в ФЗ-94 обязывают заказчика обосновывать первоначальную цену контракта. «Действительно, в целых отраслях экономики посредников больше, чем один, а институционального контроля со стороны государства нет, — говорит Бегтин. — Чтобы от этого уйти, надо серьезно реформировать госзакупки».


Одна из основных проблем нынешнего законодательства в области госзаказа — под нынешнюю систему размещения и контроля заказа не попадают госкорпорации и естественные монополии, уровень конкурентной среды в этой среде схож с общим уровнем 2005 года, говорит Евраев.


«Тут необходимо проделать такой же путь, как был проделан с первого января 2006 года в сфере госзаказа», — считает он. «Мы расцениваем ФЗ-94 как прорыв в экономике страны», — оценил в целом работу закона Евраев.

«Результаты анализа свидетельствуют, что вследствие системных ошибок закона № 94-ФЗ из семи поставленных в нём целей достигнуты только две — повышение прозрачности и гласности процедур размещения заказов для государственных нужд — создание единого экономического пространства», — делает вывод Счетная палата.

Еще одной проблемой законодательства Счетная палата назвала отсутствие «законодательно закреплённой системы моделей цен в зависимости от условий производства и обращения продукции». В том, что касается гособоронзаказа, или космической отрасли, или атомной, или контрактов с крупными ренторами, — такое предложение было бы разумно, но в остальной сфере такой контроль недопустим, оценил Бегтин.

Требуется оптимизация архитектуры управления

Счетная палата скептически отнеслась и к единому сайту госзакупок, заработавшему в начале 2011 года. ЗАО «Ланит», выигравшее тендер на разработку сайта на 82 млн рублей, сделало его за два месяца, отмечается в отчете. В связи с этим в начале года наблюдалась замедленная работа сайте — задержка передачи, затруднение при использовании сертификатов ключей, интеграции с региональными системами размещения заказов и т. п.

Систематизации и оптимизации требует и «архитектура управления закупками для государственных нужд», делает вывод Счетная палата. Сейчас доклады Минэконома в правительстве о мониторинге действующей системы «носят информативный характер», а «рассчитанные с применением некорректной методики сведения о положительной динамике экономии бюджетных средств недостоверны». ФАС ограничивает свою деятельность только контролем за исполнение заказов. Рособоронзаказ являлся единственным органом, который проводит «системный контроль эффективности функционирования действующей системы закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны», отмечает палата, несмотря на критику закрытости оборонпоставки. Положительно оценена деятельность Федеральной службы по тарифам: осуществляя правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен, обеспечивает повышение экономической эффективности использования бюджетных средств, отмечает Счетная палата.







________________________________________________

В настоящее время каждый человек может приобрести мебель для ресторана на сайте prodamstul.ru. Большой выбор поможет не откладывать покупку на долго.


Если вас интересует ленд ровер рендж ровер спорт фото цена отзывы и тесты, то обязательно обратите своё внимание на сайт auto.ironhorse.ru. Именно на его страницах собрано множество информации, которая обязательно пригодится в дальнейшем.



Немає коментарів:

Дописати коментар