субота, 27 серпня 2011 р.

Мифы о хорошем австрийском дяде из Райффайзенбанка


В начале своего судебного разбирательства с Райффайзенбанком, я, как и другие обворованные клиенты Райффайзенбанка, думал, что мы можем исправить ситуацию письмами в австрийский офис (Райффайзенбанк принадлежит Raiffeisen International, как и целый ряд других банчков - Raiffaisen Аваль на Украине, и т.п.). Вот напишем письмо в Австрию, думали мы, там разберутся, возмутятся, накажут нерадивых местных банкиров, и все встанет на свои места.

Думаю, что читатель уже догадался, что ничего подобного не произошло. Напротив, есть все основания полагать, что политика по отношению к клиентам, пострадавшим от мошенничества, согласована и полностью одобряется большими австрийскими дядями.

Например, вот выдержки из кодекса поведения (code of conduct) Raiffeisen International, который распространяется на ЗАО Райффайзенбанк:
пункт 1.1: we are committed to sustainable corporate management and to the social responsibility
пункт 1.1: Code of Conduct ensures that our behavior in business dealings and ethical matters will be in compliance with the highest standards, which are based on the values of customer focus, <..>, professionalism, integrity 
пункт 1.3: The pursuit of profit does not justify any breaches of the law and of the RZB Code of Conduct
пункт 1.4: If local law and the RZB CoC provide for different rules, the stricter, more far-reaching rules shall be applied
пункт 1.7: If you cannot determine with certainty whether taking a certain action is appropriate, consider the following questions:
                  - Is my action legal and does it comply with the RZB Group policy?
                  - Does my action "feel right"
пункт 4.1: When providing recommendations, we must ensure that they are honest and fair and that customers are adequately informed about risks

Для особо дотошных, вот ссылка, можно перечитать на досуге и прослезиться
http://www.raiffeisen.ru/common/img/uploaded/files/about/Code_of_Conduct.pdf 

А что же на самом деле? Вот что ответил г-н Michael Palzer, Vice President, Head Of Communications and Spokesman, Raiffeisen International Bank-Holding AG - Member of RZB Group:

As customers stand at the very centre of our business policies and activities, we take the issues raised in your recent emails very seriously. Accordingly, we asked our legal and compliance offices in Moscow and Vienna to study the matter to see whether the actions of Raiffeisen International's banking subsidiary in Russia had been in accordance with the RZB Group's code of conduct.
Our information indicates that ZAO Raiffeisenbank accords the highest priority to customer service, to the safeguarding of clients’ money and to the security of confidential client information.

далее еще абзац трепли про какие-то принципы, которым где-то следует славный Р-банк, а затем собственно ответ по существу:

We have given careful consideration to your letter and to the explications provided by the bank in response to this and have reached the conclusion that the bank acted and made its decisions in keeping with the principles outlined above. Our analysis of the situation, as well as of each case separately, indicates that ZAO Raiffeisenbank has not been in breach of the laws of the Russian Federation.

У внимательного читателя, наверное, появилось много вопросов к Райффайзенбанку, после прочтения этого ответа - по крайней мере, мне до сих пор не понятно, каким образом поведение банка может считаться соответствующим закону, если два суда (районный и городской) постановили, что закон был нарушен, и требования клиента подлежат удовлетворению?  Но даже если бы суд и не встал на мою сторону, как быть с другими пунктами кодекса поведения Райффайзеноида, гласящими, что сотрудники банка должны постоянно задаваться вопросом "does my action feel right" (есть ли у меня внутренняя уверенность, что я поступаю верно).

Видимо, ничего не екает у сотрудников Райффайзенбанка, отказывающим клиентам в возврате средств, и при этом (я уверен!) прекрасно понимающим, что клиент виновных действий не совершал и стал жертвой банального мошенничества, риск которого лежит на Райффайзенбанке (и о наличии которого банк должен был, опять же в соответствии со своим же кодексом, предупредить клиента).  И не только ничего не екает, но и полностью уверены эти сотрудники, что поступают верно.

И не екает не только у российских сотрудников, но также и у г-на вице президента из солнечной Австрии, и многих других его австрийских коллег, которые были в копии письма.

Так может не стоит тогда писать кодексы поведения, вывешивать их на всеобщее обозрение и строить хорошую мину при плохой игре? Может стоит открыто признать, что "не платить" - сознательная политика банка, и базируется на вполне разумном расчете. Расчет прост - специального закона, прописывающего ответственность банка, в России нет, вкладываться в систему защиты карт - дорого, судебной практики мало, а репутационные риски низкие. Вот и не платим.

Так что взывать к совести банкиров не стоит, и наши банкиры ничуть не лучше и не хуже австрийских. Лучше идти в суд, как показал мой опыт, это гораздо проще и быстрее, чем писать петиции и воззвания.  А главное - эффективнее.

 


Немає коментарів:

Дописати коментар